Меню

Длинные нарды. Правила


 

                      

Правила игры. Длинные нарды.

(Данные правила приняты федерацией нард и являются официальными турнирными)

Backgammon / Длинные нарды - классика



1. Общие положения.

 1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую).
 Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
 Наборы шашек у игроков разного, обычно чёрного и белого цвета.
 Количество зар - 2.
 Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
 Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1.



(Рис.1)















                                                                                     Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
 1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется "голова".
 Ход с этого положения называется "ход с головы".
 За один ход с головы можно взять только одну шашку
 (кроме первого броска).
 1.3. Право первого хода, и соответственно белого цвета шашек, разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар).
 Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков.
 При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.
 1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.
 1.5. Ход игрока, это бросок зар, а также движение шашек после броска.
 1.6. Зары, следует бросать из специального кожаного стаканчика.
 Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на плоскость доски.
 1.7. Зары лежат на доске, до завершения хода.
 1.8. Ход считается завершенным, после нажатия кнопки турнирных часов, либо передачей зар сопернику.
 1.9. В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки.
 1.10. Когда игрок бросает зары, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки.
 Если в лунке стоит шашка противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя.
 Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на зарах.
 Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки.
 В случае, когда невозможно сделать два хода, делается больший.

2. Смысл игры.

 2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг
 (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник.
 "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля -
 "дом белых" (1-6) и "дом чёрных" (13-18)



(Рис.2)















                                                                                        2.2. Термин "выбрасывать" означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски.
 "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки
 "пришли в дом".
 Следовательно, белые идут из зоны 19-24 в зону 1-6,
 а черные из зоны 7-12 в зону 13-18(Рис.2).


3. Розыгрыш.

 3.1. Игрок кидает одновременно два зара (кубика).
 После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число лунок (клеток), равное выпавшему числу одного из зар, а затем одну любую шашку на число лунок, равное выпавшему числу другого зара.
 То есть, если на одном заре выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три лунки, а другую на пять лунок.
 В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь лунок.
 Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
 При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).



(Рис. 3)















                                                                                     Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
 Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
 Таких бросков для игрока всего три:
 шесть-шесть (6**6);
 четыре-четыре (4**4)
 три-три (3**3)
 В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове.
 Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
 Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
 3.2. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда игрок играет так,
 как-будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода.
 3.3.Игрок имеет право изменить свой ход, пока зары не переданы сопернику или не нажата кнопка часов.
 Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
 3.4. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек -
 и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника.



(Рис. 4)















                                                                                                        Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
 Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.
 3.5. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.
 3.6. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.
 3.7. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек.
 На лунку, занятую противником, свою шашку ставить нельзя.
 В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое
 выпало на зарах (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход.
 В ситуации, когда можно сделать ход на количество лунок, которое выпало на одном из заров, и нельзя переместить шашку на число лунок, выпавшее на другом заре, выполняется только возможный ход, а очки второго теряются.
 Игрок не может отказаться от полного хода, даже если он ему не выгоден.
 Если оба хода сделать невозможно, то играется большее число.
 Например, выпала комбинация шесть-пять.
 Игрок может сделать ход на шесть лунок или на пять.
 Игрок обязан сделать старший ход (на шесть лунок), а меньший ход (на 5 лунок) сгорает.
 3.8. Вывод шашек происходит следующим образом.
 Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на лунке, соответствующей числу выброшенных на зарах очков.
 Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку
 с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
 3.9. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению:
 он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить.
 В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается
 выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда
 шашек нет.
 Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек,
 то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек,
 то с третьего, если и там нет, то со второго и т.д.
 Партия заканчивается.

4. Счёт в игре.

 4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин" (0-1).
 4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс" (2-0).
 4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже.
 В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1) в зависимости от регламента турнира.

*Ничья в длинных классических нардах - нововведение.