.
За своими в прикуп не ходят
Допустим, что у вас после раздачи на руках чистая шестерная игра. В борьбе за прикуп вас поставили перед дилеммой: или играть семерную, или уходить на пас. Что делать? Вы решаетесь на семерную, вскрываете прикуп, а там не ваша карта. В итоге штрафные очки и испорченное настроение. Не надейтесь на прикуп, надейтесь на то, что у вас уже есть на руках. Но необходимо заметить, что бывают случаи, когда необходимо и рискнуть, здесь уж рассчитывайте на интуицию и Господа Бога.
На семерной — ход в туз
На крупных играх вистующие должны как можно раньше попасть играющему в козырь, чтобы знать, что оставить, а что сносить в ходе игры. Правило для темной игры, когда вистуют двое. Выходят в туза от длинной масти, то есть при наличии трех-четырех карт под тузом. В голого туза ходить не следует, подождите розыгрыша со стороны играющего. На заторгованных играх, то есть когда игрок в надежде на прикуп торгуется до умопомрачительных высот и из прикупа ничего не берет, этим правилом надо пользоваться очень аккуратно. Лучше одному припаснуть для пользы дела и попытаться посадить играющего.
Восьмерка на мизере при чужом ходе — враг
Правило предупреждает о том, что при заказе мизера учитывайте следующее: голая восьмерка при чужом ходе — вероятно взятка. Другое дело, когда ваш ход. Вы заходите в восьмерку, и это уже не взятка, так как вероятность нахождения на одной руке 7 карт этой же масти очень мала. Опасайтесь и двух восьмерок, даже при своем ходе. Играя мизера, вы еще не раз вспомните об этом правиле, заполучив «паровоз».
Нет взяток — не вистуй
Не имейте привычку постоянно вистовать, тем более если у вас слабая карта. Рискуете проиграть. Некоторые игроки на восьмерной игре заказывают шесть, чтобы кое-кого поднять в горе на энное количество штрафных очков. На чем вистуешь, то и получаешь!
На распасах хватай свое — иначе не дадут
Правило рекомендует вам при распасах просчитывать свои законные взятки, то есть зайти в карту, вероятность взятки на которую максимальна. Игнорируя это правило, вы часто с удивлением будете обнаруживать в конце игры большее количество взяток, чем предполагали. Рассмотрим пример. У вас на руках:
Д
78
78ВКТ
КТ
На первом ходу вы получаете взятку на Д. Чем вам ходить? Наиболее целесообразно в этом случае собрать свои взятки на червовых К и Т, а затем отдаться на 7. В итоге у вас три взятки. Допустим, что вы поступили иначе. Взяв на Д, вы сразу отдаетесь на 7. События могут развернуться следующим образом. У вас отбирается 7, 8, малая бубна, а затем вам отдаются в червях. В итоге — 6 взяток. Три или шесть, что выгоднее? Но применять это правило на практике необходимо вдумчиво.
Вистуй без жадности — не перебивай взятки соседа
Это то, о чем говорилось ранее, и плюс следующее. Если карта играющего перебита, по возможности пропустите взятку, сбросив карту поменьше. Другое дело, если ситуация следующая: играющий выходит в 9, а вистующий бьет ее королем. У вас на руке ТДВ10 и вы перебиваете короля тузом. Только при полной уверенности, что у играющего в этой масти не будет взяток, поступают так. Отдадите на короля, скажут спасибо за подаренный вист, а вы можете и не взять минимума на вистах и записать в гору. Возможных вариантов много, ориентируйтесь сами.
На последней руке на распасах — минус две взятки
Идет борьба за прикуп. Оба ваших партнера спасовали. Ваше слово, а у вас карта, прямо скажем, никудышная. И игру нельзя играть, и на распас идти страшно — взяток 5-6 может получиться. Что делать? Вспомните об этом правиле. Дело в том, что три круга вы ходите последним, а это много значит. И вместо 5-6 предполагаемых, глядишь, 3-4 получилось. Если-бы вы заказали игру и не добрали 1-2 взятки, то это не только гора, но и висты. Вот и посчитайте, что же выгоднее.
Валет — фигура
Никогда не пропускайте валета, если у вас есть дама. А вообще запомните: десятка — для валета, валет — для дамы, дама — для короля.
Лучше друг без двух, чем ты без одной
Кажется, у вас на руке крупная игра. Сколько же взяток заказать? Семь? Восемь? Расклад карт вистующих, то есть такое расположение их на руках каждого по мастям, дает возможность играющему на заказанной семерной игре взять девять взяток — батюшка-случай. Итак, вы решили идти по максимуму и заказали семь, а расклад оказался не в вашу пользу. В итоге, в гору пишете себе 8 штрафных очков, так как недобрали одну взятку, да и вистов на вас запишут 48 штук. А закажи вы шестерную игру — вы бы оказались в выигрыше. Вистующий же в этом случае недоберет и сам запишет в гору, а в следующий раз будет думать: вистовать против вас или нет.
Слабо стукнешь — не возьмешь
Чтобы понять суть этого правила, рассмотрим одну тактическую уловку, ккоторой прибегают отдельные игрокив сложных ситуациях. Допустим, играющий заказал игру и, проанализировав свою, карту, понял, что в козырной масти у него должны сыграть все карты. У него на руке ТДВ1098.
Игра пошла втемную. Играющий ходит 8. У вистующего К и 7. Чем бить? Вот вопрос. Королем бить восьмерку как-то несерьезно. Он сбрасывает 7, а это и нужно было играющему. Ходом туза он забирает вашего короля и оставляет вас без козырного виста, что и требовалось доказать.
На чужом ходе заказывай слабую масть
Ход не ваш. У вас на руках следующие карты:
ТК87
Т1087
109
—
Две масти по четыре и трефа послабее. Что же заказать козырем, чтобы сыграть свою игру? Заказывайте масть — трефу. Противники будут постоянно ходить в черву, чтобы выбивать у вас козырей, давая тем самым взятки на него. Разыграть полностью пику вы можете не успеть. При трефовом козыре должна получиться своя игра — три взятки в козырной масти и три взятки в пиковой масти — успеваете ее разыграть, так как Т и К — старшие карты. Если же вы закажете козырем пику, то сыграют четыре козыря и одна трефа, так как ее разыграть вы просто не успеете, ход-то чужой.
При своем выходе заказ производите наоборот. Козырь — пика. Трефа идет на достачу козырей противников.
Карты — ближе к орденам
Ордена, как известно, всегда украшают грудь. Чем ближе карты к груди, тем меньше вероятность того, что сосед может увидеть вашу карту. Не обижайтесь, если увидите, что кто-то подглядывает в них, потому что по этому поводу есть еще одно правило…
Сначала смотри карты соседа, в свои — успеешь
После раздачи все заняты разбором пришедших карт. В этот момент бдительность теряется. Карты показываются постороннему взгляду. Возникают моменты, когда невольно становишься созерцателем чужого, а ведь знание карт у соседа очень много значит в игре.
Трус в карты не играет. Риск — благородное дело.
Кто не рискует, тот шампанского не пьет
К вам пришла карта на мизер. Но есть сомнения. И опять дилемма: играть или не играть. Партнеры замечают и начинают вас подначивать во вкусе этого правила. Но помните: трус трусом, а береженого Бог бережет. У вас еще будет случай в этом убедиться.
Держи себя в руках — нервничай после игры
Стресс не лучший спутник в игре. Сел на игре — не расстраивайся, но отыгрывайся умеючи. Не сыграли игру? Бывает. У всех бывает, и не раз. Не переживайте и ждите своего звездного часа.
На мизерах не столько выигрывают, сколько проигрывают
Есть мастера мизерных атак, но, поверьте, овчинка выделки не стоит. За игру получается в среднем от двух до восьми мизеров. Выигрыш от сыгранных мизеров всегда меньше, чем проигрыш от несыгранных, то есть ловленных. Правило является золотым. Если вас мучают сомнения: упасть или не упасть на мизерок, вспомните об этом правиле, а забудете — напомнит сам мизер.
Выпустил играющего — залез в свой карман
Старинное правило. Во время игры вистующие сделали неверный ход. Сыграна игра, которая не должна была сыграться. Расчет простой, по учебнику арифметики второго класса. Шестерная игра: в пулю 2, это 40 вистов, да минус 16 вистов вистующих. Играющий получил выигрыш 24 виста. А если б не сыграл? Нет 2 в пуле — 40 вистов. Есть 4 в горе — 40 вистов, да плюс 28 вистов за подсад. Итог — 108 вистов с минусом, а в результате вистующие проиграли 84 виста.
Уважай третью даму
Допустим, вы — игрок и у вас на руках:
ТКВ109
Т10
Т8
—
В пиках сильная карта. Это целых пять взяток! Но… при условии, что 78Д пик легли на разные руки вистующих (в развале). Вы рискуете и заказываете семерную игру, а дама-то оказалась третьей. В итоге вы остались без раза или без одной. Так что лучше рассчитывайте на самый неблагополучный расклад, и ваши взятки всегда будут надежны. Это вселит уверенность в вас и вызовет уважение партнеров.
Взятку сносить — без взятки остаться
На руках:
ТКД10987
КД
КД8
—
Что же снести? Сносите трефовых К и Д, а прикрытый марьяж оставьте. И другой вариант:
ТКВ87
Т10
ТКВ109
—
В данном случае все равно, что сносить: или 10 и 7, или Т и 10. Что так теряете взятку, что так. При сносе 10, туза откройте, чтобы партнеры его увидели. После этого вряд ли кто рискнет вистануть, а возможность появления третьей дамы уж учтите. И вообще, не делайте сносов от длинных мастей.
Первый ход — золото
От первого хода зависит очень многое. Достаточно сделать неверный выход, и вроде бы своя игра начинает прямо на глазах превращаться в проигрыш. Хорошо все обдумайте перед заходом. Не торопитесь и не поддавайтесь уговорам партнеров:»Давай, давай!»
Пуля приходит и уходит, а гора остается
Смысл правила состоит в бережном отношении к горе. Ведь ее существенно уменьшить невозможно. Учитесь работать с горой. Если в конце игры до пятидесяти в пуле она в пределах 20-40, а не 100-200, то вы сыграли хорошо. Кто с горой на «вы», практически никогда не проигрывает. Рост же пули — замысел игры.
От четырех козырей не прячутся
Играющий заказал игру, ваш партнер завистовал, следующая ваша очередь. У вас в картах четыре козыря. Вы, естественно, говорите: «Вист». Игра пошла втёмную. Сыграли игру, и оказалось, что вистующие остались без двух взяток! И это тогда, когда игрок явно «садился». Нет повести печальней в мире, чем козыри четыре на четыре! Что же произошло? Ошибка в том, что, играя втемную, вы не могли правильно распорядиться своим козырем. А если бы играли всветлую, то посадили бы играющего и поделили висты поровну. В этом случае целесообразно сказать «пас» и не жадничать. Правда, не исключена возможность, что даже при четырех козырях играющий возьмет свои взятки, а вы подарите висты соседу. Смотрите сами.
На девятерной вистуют нищие и студенты
На девятерной игре очень трудно вистовать. Потерять крупную игру никто не хочет, поэтому многие игроки на десяти взятках заказывают девять. Вистующему перед тем, как вистовать, нужно хорошенько все взвесить: чей ход, есть ли три виста? При первом ходе играющего, даже имея на руках три виста (возможные взятки в трех мастях), можно не взять ни одной взятки. Ведь вы не знаете, что оставлять. Получается:»А ну-ка, угадай!». Это 50 на 50. При своем ходе вистующий проверяет одну масть, а две другие держат до последнего на разных руках. Сравнение же с нищими и студентами идет от того, что они условно находятся на одном уровне: обоим терять нечего…
На трех тузах не пасуй
Как правило, при наличии трех тузов можно играть, даже если прикуп придет «не в жилу». Главное, заказать козырем длинную масть. Можно и распас покрутить, но три взятки у вас уже есть. Смело говорите «раз», а если кто-то скажет «два», смело уйдите от борьбы за прикуп, сделав удивленный взгляд. А вистуйте смело — ваша карта отличная.
Если при игре кто-то обнаружит, что вы спасовали на трех тузах, то можете услышать в свой адрес: «Полковник был большая сволочь — он пасовал при трех тузах!».
Мизера ходят парами
Существует поверье: если игрок сыграл мизер, а на следующей раздаче еще у кого-то мизерная карта, то мизер будет сыгран и во второй раз. Иногда диву даешься, какие грязные мизера играются вторично. Как относиться к этому поверью, решайте сами, но оно существует…
Мизер вдвоем
Игра идет вчетвером. На руках сомнительный мизер. Одному идти страшно. Не забывайте — можно пригласить друга по пуле — прикупного. В случае удачи — по десять с каждой горы. Нет — по десять за каждую взятку.
Уважай три семерки на мизере
На руках три семерки и что-то похожее на мизер. Вы дрогнули, сказав «пас», а прикуп пришел на мизер. Обидно, досадно, но ладно. Как правило, к трем семеркам приходят свои карты, но шутки с мизерами плохо заканчиваются. Так что пусть лучше сосед сыграет и проверит правило.
На туза без очереди
Единственный вариант, когда можно нарушить очередность ходов, это бросить карту на туза во время распаса.
При заказе считай, не сколько возьмешь, а сколько отдашь
Ну, во-первых, это вопрос времени. Что быстрее: сосчитать до трех или до семи?
А, во-вторых, удобнее анализировать свою карту при заказе игры. Ну а, в конце концов, кому как удобнее!
Играй до конца
Много игроков обожглось на том, что, бросив карты на стол и заявив:»Своя игра», оставались без взятки, а то и без двух! Почему же так происходит? Дело в том, что основная проблема вистующих — определить снос играющего. Когда же вы, объявив свою игру, раскрываете свои карты, мгновенно определяется снос, и возможно появление для вас нежелательных вариантов исхода игры. Не открывайте свои карты раньше времени! Приучите себя к этому, и вы убедитесь, что это сослужит вам добрую службу.
Основное внимание на это правило обратите при игре мизера. Приучите всех, кто с вами играет, что все игры в вашем исполнении играются до самого конца. Не поддавайтесь на провоцирующее:»Вот если снес это, то не ловится, а если не снес, то одна есть!»
Это может быть тактический прием. Даже если вы видите что чистый мизер, играйте до конца, пока ваши партнеры сами не сдадутся.
Не думай больше часа
Если среди партнеров появляется тугодум, игра становится невыносимой, скучной, теряется оперативная память, теряется динамика игры. Учитесь думать быстро, а вообще стремитесь к идеалу: взяли карты, посмотрели, подумали секунду-другую и приняли решение.
На крупных играх на чужом ходе заказывай на одну меньше
Поступитесь двумя очками в пуле ради хорошей игры. Иначе хорошее настроение будет испорчено.
Меняю колоду
Право каждого игрока в течение одной игры поменять колоду. Причина? Любая. И приметная колода, и карту сбить, и т.д.
Взял хороший прикуп — закажи на одну меньше
Когда из прикупа приходит то, что надо, и образуется крупная игра, возможны неблагоприятные расклады в пользу вистующих. А вообще все это мишура, хотя и не лишенная смысла…
Начинай с ремиза
Ремиз — это штраф за недобор установленного числа взяток. Другими словами, начинать надо с того, чтобы не дать первому игроку сыграть свою игру (с подсада). Преферансисты считают это добрым знаком. «Первый подсад — золото», — говорят они.
Но помните, что исход всей игры зависит только от вашей головы, первый ремиз для глупых — утешенье, — для умных предостереженье, настрой на игру.
Кто играет шесть бубен — тот бывает без своих
Как правило, все попытки сыграть шестерную игру при бубновом козыре, заканчиваются плачевно. Но это из области мистики. В общем, шутка на добрую память.
«Господа офицеры!»
Старинное гусарское правило. Если кто-то на распасе взял девять взяток или более — и так бывает, то один из самых ииициативных подает команду командирским голосом:»Господа офицеры!» и все обязаны встать и посочувствовать неудачнику несколько секунд.
Сначала сдай — потом закуривай
В этом правиле заложен принцип: сначала общее, затем все остальное. Если пришла ваша очередь сдавать колоду, а вы еще не записали полагающиеся вам очки за предыдущую игру, сначала сдайте, а затем уж делайте записи. Так же поступают и в том cлучае, если вам необходимо на какое-то время отлучиться из-за стола. Раздай — и свободен.
…и еще несколько гусарских правил:
Нет денег — не садись!
Карточный долг — долг чести!
